Вопросы, которые мне задают чаще всего

У вас какое-то специальное образование?

У меня много образований, и все специальные. Сначала я закончила Феодосийскую Детскую художественную школу, где нас учили рисовать. Потом – Симферопольское профессиональное училище №38, где нас учили шить. После него – Киевский профессионально-педагогический колледж им. А.Макаренко, где нас учили, как учить шить. После этого был географический факультет ТНУ, где нас вообще много чему учили, но теперь Крым я знаю намного лучше, чем семь лет назад. Объединение умения рисовать, шить и анализировать крымский пейзаж и дали результат, благодаря которому вы сейчас находитесь на этом сайте.

Оо, у Вас, наверно, какая-то особая машинка, специальная иголка…

Нет. У меня самая обыкновенная Чайка 142-М и самые обычные иголки №90. Говорят, Чайки очень капризны – в таком случае моя поддалась перевоспитанию.  Кстати, кожа (разумеется, платьевая) шьется даже проще, чем некоторые ткани.

Что касается иголок – да, существуют специальные машинные иглы для кожи, которые заточены наподобие стамески. Но они дают не прокол, а разрез, из-за этого строчка на тонкой коже выглядит неопрятно. Иглы для кожи я попробовала всего раз, не понравилось, больше не использую. На этом видео можно посмотреть, как я работаю. Это передача, которая вышла в эфир на телеканале ГТРК «Крым» 27 июня 2010 года.

А где Вы берете кожу?

Покупаю в секонд-хендах. Кто знаком с такими магазинами, знает, что в них часто можно купить совершенно новые вещи, даже с магазинными этикетками. Кожаные вещи носят мало (особенно юбки и брюки), и они попадают в секонды почти (или совсем) новые.

Вы используете натуральную кожу. Вам не предъявляли претензии защитники животных?

На этот вопрос я обычно отвечаю встречным вопросом: а Вы колбасу едите? Обычно мой собеседник отвечает утвердительно: вегетарианцы не составляют большинство в нашем обществе, и мы живем не в Индии. А я использую телячью кожу и свиную замшу. Мясо на колбасу, косточки собачке, а шкура – на кожу, из которой шьют одежду. В принципе, мне можно предъявить те же претензии, как и к тем, кто кушает котлеты на ужин.

Кстати, кожу в листах я использую чрезвычайно редко. Чаще всего это детали одежды из кожи (см. предыдущий вопрос). По сути, я из старой ненужной вещи делаю новую и нужную. Это чрезвычайно ценится за границей, где кризис перепроизводства и все озабочены утилизацией неиспользуемых вещей. У нас пока только начали задумываться об этом.

Вы давно занимаетесь кожей?

Давно. Еще с прошлого века. Точнее, с 1999 года, когда после окончания швейного училища попала в ателье по пошиву кожаных курток. Моей работой был мелкий ремонт — молнию поменять, карман зашить, подать-принести, чай заварить :), а женщины постарше шили куртки. Одна из них научила меня шить косметичку. Пейзажа на ней, разумеется, не было, это уже мои дополнения. Слегка усовершенствованная, эта модель до сих пор в работе и пользуется популярностью.

Все остальные конструкции и технологию пошива я придумывала сама. Литература по работе с кожей мало мне помогла: в ней либо описывается, как делать объемные цветы, либо как работать с толстой кожей. А я работаю с тонкой, как ткань, кожей, и картины плоские, без объемных цветов-листьев.

Мне очень сложно определить, в какой технике я работаю. Жанр – декоративно-прикладное искусство. Картины – это, видимо, коллаж, сумки – аппликация, а кошельки что? И не коллаж, и не аппликация… Может, вы знаете?

Вы не боитесь, что у Вас появятся конкуренты?

За двадцать лет еще ни один не появился. Чтобы начать делать то же самое, что делаю я, надо а) уметь шить и обладать швейной машинкой б) уметь хоть немного рисовать и в) иметь достаточное количество материала. У меня в работе около 300 оттенков кожи и замши. Все это накапливалось не один год.

Чтобы стать моим конкурентом, нужно не только владеть всем вышеперечисленным, но и еще и обладать колоссальным терпением и усидчивостью. Все-таки это чрезвычайно кропотливая работа – соединять десятки кусочков кожи. Пейзаж на кошельке состоит в среднем из 11-14 деталей, на картине – от 50 до 100 деталей, иногда больше. И еще это все надо уметь аккуратно склеивать, и работать постоянно, а не от случая к случаю.

В принципе, я не возражаю против того, что кто-то начнет делать то же самое, что и я. В любом случае у него будут получаться вещи, отличные от моих. Даже если кто-то попытается полностью скопировать мои изделия – пока он будет учиться, я уже придумаю что-нибудь другое. Как сказал один знаменитый художник о плагиате: «Пусть копируют. Для меня это повод создать что-то новое».